КСА ЕЦОР

Материал из Статьи на тему АПК "Безопасный город"
Перейти к: навигация, поиск

Назначение

Комплекс средств автоматизации «Единый центр оперативного реагирования» (далее - КСА ЕЦОР) пилотного муниципального образования предназначен для обеспечения комплексного подхода к решению задач в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории пилотного муниципального образования с использованием информационных технологий. Комплексный подход при решении задач обеспечения безопасности предусматривает обеспечение логически завершенного цикла обработки кризисных ситуаций и происшествий (далее - КСиП), начиная от выявления признаков КСиП до завершения мероприятий, направленных на устранение причин и негативных последствий КСиП, посредством информатизации основных процессов предупреждения и реагирования на КСиП, а также вовлечения в единое информационное пространство участников информационного взаимодействия. Участниками информационного взаимодействия в рамках единого информационного пространства должны являться следующие категории пользователей КСА ЕЦОР пилотного муниципального образования:

  • население;
  • должностные лица Администрации пилотного муниципального образования или иных некоммерческих организаций, созданные пилотным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления;
  • диспетчеры единой дежурно-диспетчерской службы пилотного муниципального образования;
  • диспетчеры дежурно-диспетчерских служб экстренного вызова на территории пилотных муниципальных образования;
  • диспетчеры дежурно-диспетчерских служб ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории пилотного муниципального образования.

Основным предназначением КСА ЕЦОР для населения является предоставление населению инструмента взаимодействия с должностными лицами Администрации пилотного муниципального образования, посредством единой дежурно-диспетчерской службы (далее – ЕДДС), по вопросам, относящимся к вопросам общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории пилотного муниципального образования. Основным предназначением КСА ЕЦОР для должностных лиц Администрации пилотного муниципального образования является предоставление им инструмента для обеспечения возможностей регламентированной коммуникации с участниками информационного взаимодействия (посредством ЕДДС), а также для получения доступа к достоверной информации о событиях, происходящих на территории города. Основным предназначением КСА ЕЦОР для диспетчеров ЕДДС является обеспечение их единым инструментом мониторинга, регистрации, учета КСиП, а также контроля исполнения необходимых мероприятий КСиП, позволяющего, в автоматическом режиме, выполнять определение необходимых мероприятий (относящихся к КСиП) с возможностью одновременного доведения информации по ним (мероприятиям) до участников информационного взаимодействия. Основным предназначением КСА ЕЦОР для дежурно-диспетчерских служб ресурсоснабжающих организаций является обеспечение возможностей своевременного получения информации об аварийных ситуациях в зоне ответственности соответствующей ресурсоснабжающей организации, а также обеспечение возможностей предоставления информации ЕДДС в соответствие с соглашениями об информационном обмене.

Цели и задачи создания системы

Целями создания КСА ЕЦОР являются:

  • сокращение общего времени выявления КСиП;
  • снижение количества минимально необходимых действий диспетчеров ЕДДС пилотных муниципальных образований для выявления КСиП;
  • увеличение количества источников информации для диспетчеров ЕДДС, должностных лиц Администрации пилотного муниципального образования или иных некоммерческих организаций, созданных пилотным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления;
  • повышение качества информационного взаимодействия населения и должностных лиц Администрации пилотного муниципального образования;
  • увеличение количества способов связи дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), участвующих в информационном обмене с ЕДДС пилотного муниципального образования;
  • сокращение общего времени реагирования на КСиП или ЧС;
  • сокращение времени доступа к информации, необходимой для участников информационного взаимодействия при реагировании на КСиП;
  • расширение возможностей, связанных с доведением информации о КСиП, угрозах ЧС до населения пилотного муниципального образования;
  • сокращение времени доведения информации о КСиП до ДДС пилотного муниципального образования, участвующих в информационном обмене, а также, до должностных лиц Администрации пилотного муниципального образования или иных некоммерческих организаций, созданных пилотным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.

Требования к КСА ЕЦОР

Требования к КСА ЕЦОР в целом

КСА ЕЦОР является территориально распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, которая должна функционировать в непрерывном круглосуточном режиме и быть в постоянной готовности к обеспечению экстренного реагирования на вызовы и сообщения о КСиП на территории муниципального образования. КСА ЕЦОР должен обеспечивать выполнение следующих функций:

  • прием и обработку вызова, поступающего на телефонный номер ЕДДС муниципального образования с возможностью перенаправления его диспетчерам ДДС служб экстренного вызова, привлекаемым к реагированию;
  • прием сообщений от населения с использованием Подсистемы электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением;
  • обеспечение регистрации и документирования входящих и исходящих вызовов;
  • сбор и аналитическую обработку сигнала от систем мониторинга, сбор и обработку статистических данных, представление информации на уровень принятия решений по предотвращению и (или) ликвидации последствий КСиП;
  • координацию межведомственного взаимодействия при реагировании на КСиП, в том числе, согласно сформированным прогнозам развития ситуации;

информационное сопряжение с системами мониторинга;

  • информирование населения;
  • интеграцию данных, необходимых для решения задач формирования и использования единого информационного пространства с возможностью отображения их на электронной карте.

Указанный функционал должен предоставляться конкретному должностному лицу в соответствии с его обязанностями, для чего должна быть предусмотрена система распределения прав доступа. КСА ЕЦОР должен иметь модульную структуру, чтобы предоставлять возможность замены компонентов комплекса. КСА ЕЦОР должен обеспечить возможность сопряжения со следующими системами (при наличии технической и организационной возможности):

  • муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения;
  • системы мониторинга;
  • системы лабораторного контроля;
  • системы видеонаблюдения;
  • системы пожарной сигнализации;
  • системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций;
  • навигационные системы (ГЛОНАСС);
  • системы экологического мониторинга.

Архитектура, функциональные и технические требования КСА ЕЦОР должны соответствовать основным положениям Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", разработанной в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 27.05.2014 № Пр-1175 и одобренной на заседании Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" 25.09.2014. Требуемая функциональность системы в полном объеме должна быть определена в результате согласования проекта с Заказчиком.

Требования к функциям (задачам), выполняемым КСА ЕЦОР

Функции (задачи) КСА ЕЦОР реализуются входящими в их состав подсистемами. Определенные настоящим техническим заданием требования к функциям (задачам), выполняемым КСА ЕЦОР, должны быть уточнены на этапе технорабочего проектирования.

Подсистема поддержки принятия решений

Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечивать информационно-аналитическое сопровождение деятельности служб и организаций, привлекаемых к реагированию на КСиП, посредством предоставления результатов моделирования развития КСиП и оценки последствий КСиП, а также посредством определения сценария реагирования на КСиП. Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечивать выполнение следующих функциональных возможностей:

  • опрос абонента по заранее определенным сценариям (наличие системы детерминированных диалогов);
  • формирование совокупного плана реагирования на КСиП, а также сценариев реагирования и инструкций диспетчеру ЕДДС по обработке зарегистрированного события на основе утвержденных регламентов при ликвидации КСиП;
  • возможность организации межведомственного взаимодействия со службами, участвующих в реагировании при реагировании на КСиП;
  • возможность управления статусами инцидентов;
  • автоматизированное формирование поручений на основе плана реагирования;
  • контроль хода исполнения поручений в рамках реагирования на КСиП с возможностью информирования диспетчера ЕДДС при угрозе срыва срока исполнения поручения;
  • моделирование развития КСиП и расчет предполагаемых потерь и возможного ущерба;
  • формирование графиков и отчетов на основе имеющейся (накапливаемой) в КСА ЕЦОР информации.

Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечивать расчет предполагаемых потерь и возможного ущерба для следующих типов КСиП:

  • угроза выброса отравляющих веществ;
  • угроза лесного пожара;
  • угроза наводнения или подтопления.

Подсистема должна обеспечивать запуск расчета предполагаемых потерь и возможного ущерба автоматически, незамедлительно после создания информационной карточки (в Подсистеме приема и обработке сообщений), относящейся к одному из вышеперечисленных типов событий. Подсистема должна обеспечивать возможность получения исходных данных для расчета в автоматическом режиме. Подсистема должна обеспечивать результатами расчета предполагаемых потерь и ущерба, посредством подсистемы интеграции данных КСА ЕЦОР, следующие подсистемы:

  • подсистема приема и обработки сообщений, в виде описания и количественных показателей;
  • ИГИП, в виде слоев предполагаемых зон поражения (затопления), а также необходимой и достаточной зоны информирования и оповещения населения;
  • подсистема электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением, в виде информационного сообщения и инструкции действий для населения;
  • подсистема комплексного информирования и оповещения, в виде списка средств оповещения, попадающих в расчетную зону оповещения населения.

Окончательный перечень типов событий, по которым должен автоматически запускаться расчет поражающих факторов должен быть определен на этапе технорабочего проектирования.

Подсистема приема и обработки сообщений

Подсистема приема и обработки сообщений должна обеспечивать ЕДДС возможностями по приему сообщений о КСиП на территории муниципального образования в категорированном виде, обеспечивать хранение структурированной информации по поступившим сообщениям в базе данных, а также контролировать качество работы диспетчеров. Подсистема приема и обработки сообщений должна позволять:

  • осуществлять прием и обработку вызовов с возможностью заполнения электронной регистрационной карточки;
  • осуществлять прием, регистрацию, документирование сообщений поступающих посредством обращений через подсистему электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением с автоматическим заполнением информации, указанной в обращении;
  • осуществлять прием и обработку событий поступающих от подсистемы комплексного мониторинга (время события, местоположение события, тип события);
  • обеспечивать позиционирование местоположения события на электронной карте;
  • обеспечивать возможность обновления информации в карточке происшествия;
  • осуществлять выбор состава оповещаемых служб в зависимости от типа происшествия с возможностью расширения этого перечня диспетчером;
  • осуществлять контроль хода исполнения поручения с возможностью информирования диспетчера ЕДДС при угрозе срыва срока исполнения поручения.

Подсистема комплексного мониторинга

Подсистема комплексного мониторинга предназначена для сбора и анализа параметров контролируемых объектов и передачи их в подсистемы по запросу или в случае детектирования определенных критических значений. Подсистема комплексного мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:

а) мониторинг пожарной, природной и техногенной безопасности с целью обеспечения следующих возможностей:
  • автоматическое уведомление оператора КСА ЕЦОР о событиях, выявленных подсистемой комплексного мониторинга КСА ЕЦОР;
  • отображение на электронной карте мест срабатывания датчиков подсистемы комплексного мониторинга КСА ЕЦОР;
б) обеспечивать мониторинг и анализ состояния окружающей среды по следующим параметрам:
  • количество и интенсивность жидких осадков;
  • мощность фонового эквивалента дозы гамма-излучения;
  • содержание химически опасных веществ в атмосферном воздухе;
  • наличия в атмосфере отравляющих веществ;
  • скорость и направление ветра, температуры и относительной влажности атмосферного воздуха и атмосферного давления;
  • высоту снежного покрова;
  • температуру на поверхности почвы;
  • суммарную солнечную радиацию.
в) мониторинг уровня воды с использованием автоматических водомерных постов (датчики уровня воды):
  • непрерывный контроль за уровнем воды в паводковый период;
  • получение информации о повышении (снижении) уровня воды в водоемах;
  • получение оценки возможных потерь и ущерба при известных прогнозируемых параметрах паводков, а также возможных потерь и ущерба при фактических параметрах паводков;
  • формирование зон возможного затопления на электронной карте, с предоставлением информации об объектах и населенных пунктах, попадающих в зону затопления;
г) интеграция с системой видеоанализа с целью обеспечения следующих возможностей:
  • автоматическое уведомление оператора ЕЦОР о событиях выявленных системами видеоанализа с привязкой события к электронной карте с автоматическим заполнением регистрационной карточки события;
  • отображение на электронной карте мест расположения камер видеонаблюдения с указанием направлений их обзора;
  • переход к видеопотоку выбранной камеры непосредственно из интерфейса электронной карты ИГИП.
д) детектирование событий видеоаналитики, а именно:
  • обнаружение скопления людей, в том числе в несанкционированных местах;
  • детектор оставленных предметов;
  • детектор фактов пересечения запрещенной зоны;
  • реагирование на проход людей в заданном направлении;
  • появление человека или автомобиля в зоне наблюдения;
е) обеспечивать мониторинг транспортных средств (при наличии технической и организационной возможности), в том числе:
  • экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
  • городских служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
  • осуществляющих перевозку детей;
  • перевозящих опасные грузы;
  • муниципальный маршрутный городской транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки;
ж) настройку лимитов превышений по отлеживаемым параметрам окружающей среды;
з) формирование автоматического уведомления в случае наступления неблагоприятного или опасного явления при условии выхода одного из наблюдаемых параметров за предельные нормы;
и) обеспечивать мониторинг работоспособности компонентов КСА ЕЦОР;

Подсистема комплексного мониторинга должна обеспечивать необходимой информацией, посредством Подсистемы интеграции данных КСА ЕЦОР, следующие подсистемы КСА ЕЦОР:

а) подсистему приема и обработки сообщений, с целью автоматического формирования и заполнения информационной карточки происшествия;
б) подсистему поддержки принятия решений, для следующих целей:
  • автоматического запуска расчетных задач по моделированию и прогнозированию развития КСиП;
  • анализа динамики изменений контролируемых параметров, а также формирования статистики и отчетности по ним;
в) ИГИП, для следующих целей:
  • специальной маркировки (на электронной карте) условного знака первоисточника информации (датчики систем мониторинга), зафиксировавшего критическое значение;
  • предоставление информации о текущих показателях контролируемого объекта по запросу пользователя;
  • специальной маркировки (на электронной карте) условного знака первоисточника информации, по которому обнаружен технический сбой.

Интеграционная географическая информационная подсистема

Интеграционная географическая информационная подсистема (далее - ИГИП) должна обеспечивать возможность отображения на электронной карте информации по КСиП на территории муниципального образования, а также возможность визуализации информации поступающей от сопрягаемых систем. ИГИП должна обеспечивать следующие возможности:

а) ведения пространственной информации следующих семантических слоев:
1) набор слоев инфраструктуры систем мониторинга, сопрягаемых с подсистемой комплексного мониторинга КСА ЕЦОР, включая характеристики, фиксируемых ими параметров окружающей среды;
2) набор слоев органов экстренного оперативного реагирования, визуализирующий места расположения ЕДДС, взаимодействующих ДДС и подразделений служб экстренного реагирования;
3) расположения потенциально опасных и критически важных объектов;
4) расположения социально значимых объектов, объектов с массовым пребыванием людей;
б) возможность привязки к объектам на электронной карте электронных паспортов соответствующих потенциально опасных и критически важных объектов, социально значимых объектов, объектов с массовым пребыванием людей;
в) позиционирование (масштабирование электронной карты) объектов на электронной карте на основе указания адреса и/или получаемого тревожного события от систем мониторинга;
г) атрибутивного поиска на карте объектов классифицированных типов;
д) указания и уточнения местоположения объектов, связанных с происшествием, как с помощью визуальных графических средств, так и с помощью прямого ввода координат;
е) прокладка маршрутов движения между заданными объектами.

Подсистема электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением

Подсистема электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением (далее – подсистема электронного взаимодействия) должна обеспечивать информационное освещение оперативной обстановки на территории муниципального образования, предоставлять возможность взаимодействия населения и организаций с органами местного самоуправления, экстренными и оперативными службами по комплексу вопросов, связанных с обеспечением общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. Подсистема электронного взаимодействия представляет собой интернет-портал, предназначенный для организации взаимодействия ЕДДС, муниципальных служб и населения с использованием веб-интерфейса. Подсистема электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением должна предоставлять пользователям сети Интернет следующие возможности:

а) предоставлять актуальную информацию о событиях, напрямую или косвенно связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, а так же о допустимых к общему доступу инцидентах и заявках с обозначением их статуса и с привязкой к местности;
б) информировать оператора КСА ЕЦОР о зарегистрированных, посредством подсистемы электронного взаимодействия, событиях с автоматической регистрацией и постановкой заявки на контроль исполнения;
в) предоставление пользователям сети Интернет необходимой актуализированной информации о событиях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
г) предоставление информации о статусах исполнения обращений населения с отображением на электронной карте;
д) возможность присоединения мультимедийной информации к сообщению о событии;
е) фильтрацию зарегистрированных событий, отображаемых на электронной карте с использованием веб-интерфейса подсистемы электронного взаимодействия по следующим критериям:
1) завершенные события;
2) обрабатываемые события;
3) категории событий;
4) события по заданному периоду времени.

Подсистема электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением должна предоставлять должностным лицам следующие возможности:

  • предоставления необходимой и достаточной информации по КСиП;
  • оперативного предоставления плана реагирования на КСиП;
  • формирование уведомления о поступлении нового задания;
  • ведение журнала приема и обработки заданий;
  • обработка заданий;
  • отображение совокупной информации на электронной карте с учетом разграничения прав доступа.
  • отображение совокупной статистической информации об основных показателях функционирования КСА ЕЦОР с использованием графиков и цветовой маркировки критических показателей, отслеживаемых в режиме реального времени.

Подсистема комплексного информирования и оповещения

Подсистема комплексного информирования и оповещения должна представлять собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций.

Подсистема комплексного информирования и оповещения должна обеспечить:

  • запуск процесса оповещения должностных лиц по заранее определенному списку посредством телефонной связи;
  • запуск процесса оповещения населения посредством средств громкоговорящей связи;
  • информирование населения о КСиП посредством размещения соответствующей информации населения в подсистеме информации о КСиП;
  • мониторинг работоспособности системы оповещения и информирования на территории муниципального образования;
  • визуализация выполнения оповещения.

Подсистема интеграции данных (интеграционная платформа)

Подсистема интеграции данных должна обеспечивать информационный обмен между подсистемами КСА ЕЦОР и сопрягаемыми системами. Основными функциями подсистемы интеграции данных должны являться:

  • интеграция подсистем КСА ЕЦОР с целью организации комплексного информационного взаимодействия, а также с целью обеспечения целостного процесса обработки информации;
  • обеспечение функционирования сопрягаемых автоматизированных систем в едином информационном пространстве и в единой понятийной среде;
  • предоставление должностным лицам единой технологической базы для решения информационных задач.

Основными задачами подсистемы интеграции данных являются:

  • интеграция разнородных информационных систем;
  • интеграция отдельных подсистем в составе КСА ЕЦОР в рамках целостного процесса обработки информации;
  • обеспечение доступа пользователей КСА ЕЦОР к необходимым информационным ресурсам для решения задач обеспечения безопасности.

Базовым элементом подсистемы должна быть объектно-реляционная база данных, формирующая единую модель данных. Все разнородные данные должны храниться в этой базе данных, в том числе пространственные данные. В подсистеме интеграции данных должно быть обеспечено выполнение следующих условий:

  • наличие гибкой настраиваемой подсистемы разграничения доступа к хранящимся информационным ресурсам;
  • наличие подсистемы обеспечения взаимодействия с системами гарантированного доведения информации до адресатов.

Также, подсистема интеграции данных должна предусматривать возможность сопряжения с перспективной «Региональной платформой», для обеспечения информационного взаимодействия между автоматизированными системами регионального уровня. При наличии технической и организационной возможности, подсистема интеграции данных должна обеспечивать возможность информационного сопряжения с перспективными автоматизированными системами, поддерживающими протокол информационного обмена, который должен быть определен на этапе технорабочего проектирования и реализовывать информационное сопряжение функционирующих автоматизированных систем, в том числе:

  • система виденаблюдения;
  • система спутникового мониторинга пассажирского автотранспорта, автотранспорта скорой медицинской помощи и дорожно-уборочной техники (ГЛОНАСС);
  • система пожарного мониторинга социальных объектов (Стрелец-Мониторинг);
  • система-112.

Конкретный состав и распределение компонентов подсистемы интеграции данных определяется и уточняется на этапе технорабочего проектирования. Для исключения дублирования функционала КСА ЕЦОР и сопрягаемых систем на этапе технорабочего проектирования должно быть определенно разделение функционала между КСА ЕЦОР и смежными системами.

Подсистема информационной безопасности

Подсистема информационной безопасности должна представлять комплекс из организационных мер и программно-технических средств и должна обеспечивать:

  • управление доступом к информационным ресурсам КСА ЕЦОР;
  • обеспечение безопасности при межсетевом взаимодействии;
  • регистрацию и учет работы пользователей;
  • обеспечения целостности информации;
  • антивирусную защиту;
  • обнаружения вторжений;
  • криптографическую защиту, передаваемых данных.