Регламенты взаимодействия

Материал из Статьи на тему АПК "Безопасный город"
Перейти к: навигация, поиск

Концепция построения и развития АПК «Безопасный город» - это не только совокупность функциональных и технических требований к комплексам автоматизированных систем (несмотря на наличие аббревиатуры АПК – аппаратно-программный комплекс в названии Концепции), но и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты, и создание соответствующих регламентов межведомственного взаимодействия (см. Рисунок 1), направленных на организацию обеспечения противодействия угрозам безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядку.


Рисунок 1. Основные составляющие АПК "Безопасный город"


Комплексы автоматизированных системы и технические требования к ним описаны в Единых требованиях к техническим сегментам АПК «Безопасный город».

Изменения вносятся в Федеральные законы №184-ФЗ и №131-ФЗ, в положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий № 794, в положение о МЧС России № 868.

Одна из задач построения АПК БГ – описать регламенты межведомственного взаимодействия по организации работы в рамках АПК «Безопасный город» на уровне муниципального образования. Ускорить этот процесс помогут уже созданные регламенты межведомственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий в системе РСЧС.

Основные шаги по разработке регламентов межведомственного информационного обмена на муниципальном уровне:

  1. анализ и систематизация существующих регламентов взаимодействия на муниципальном уровне;
  2. создание регламентов взаимодействия по сценариям реагирования на все основные угрозы, с учетом специфики территории;
  3. обсуждение регламентов взаимодействия с ОИВ, ОМС пилотных субъектов и ФОИВ Российской Федерации;
  4. утверждение регламентов на заседании Межведомственной комиссии.

Для того, чтобы АПК «Безопасный город» работал максимально эффективно, мы создаем регламенты информационного обмена между ЕДДС, экстренными и муниципальными службами на уровне муниципального образования, с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств.

Матрицы взаимодействия, аналогичные той, что представлены в Таблице 1, должны быть разработаны по каждому возможному сценарию кризисной ситуации или происшествия. Таким образом, обеспечивается единое информационное пространство не только через информатизацию ЕДДС и всех взаимодействующих служб, но и через создание единой регламентной базы всех ведомств, принимающих совместное участие в обеспечении безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка.

Таблица 1. Типовой регламент взаимодействия на муниципальном уровне (сценарий – угроза паводка)
Получение информации
Предоставление информации ЕДДС Управление транспорта Водоканал 01 02 03
ЕДДС
  • Данные о месте возникновения угрозы,
  • прогноз ее развития
  • Информация о зоне потенциального поражения
  • Координаты пунктов временного размещения
  • Данные о месте возникновения угрозы,
  • прогноз ее развития
  • Информация о зоне потенциального поражения
  • Данные о месте возникновения угрозы,
  • прогноз ее развития
  • Информация о зоне потенциального поражения
  • Данные о месте возникновения угрозы,
  • прогноз ее развития
  • Информация о зоне потенциального поражения
  • Данные о месте возникновения угрозы,
  • прогноз ее развития
  • Информация о зоне потенциального поражения
Управление транспорта
  • Данные о кол--ве выделенного транспорта для эвакуации населения, его маршруте и текущих координатах
  • Информация об изменении маршрутов общественного транспорта
  • Данные о кол--ве выделенного транспорта для эвакуации населения, его маршруте и текущих координатах
  • Информация об изменении маршрутов общественного транспорта
Водоканал
  • Данные об обеспечении бесперебойной подачи воды в зону временного размещения людей
  • Данные о задействованных аварийных бригад
  • Данные об обеспечении бесперебойной подачи воды в зону временного размещения людей
01
  • Данные о ходе эвакуации населения
02
  • Данные о перекрытии дорог в зоне поражения
  • Данные о перекрытии дорог в зоне поражения
  • Данные о перекрытии дорог в зоне поражения
03
  • Данные о маршрутах ,времени прибытия и кол-ве бригад скорой помощи

На сегодняшний день МЧС России уже готовит в представленном выше формате матрицы взаимодействия по ряду сценариев.

Регламенты взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций предназначены для определения общей схемы и порядка информационного обмена с использованием комплексов средств автоматизации федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем, совместно решающими задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования.

Регламенты должны разрабатываться в каждом муниципальном образовании, в котором осуществляется дальнейшее развитие (создание) АПК «Безопасный город». Регламент вводится в действие путём согласования и подписания соглашения об обмене информацией в рамках АПК «Безопасный город» органов государственной власти на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), приложением к которому должен являться соответствующий регламент.

Нормативную основу для разработки регламента взаимодействия составляют, в основном, ведомственные нормативные документы, определяющие порядок приёма, обработки и передачи информации.

Информационный обмен в рамках АПК "Безопасный город" между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций будет осуществляться через подчиненные им дежурные и диспетчерские службы с использованием соответствующих КСА.

Центром сбора, обработки и представления информации в АПК "Безопасный город" будет являться КСА ЕДДС муниципального образования.

Регламенты взаимодействия в рамках АПК «Безопасный город» должны содержать следующую структуру:

  1. основные термины, сокращения и определения;
  2. общие положения;
  3. порядок работы ЕДДС и её информационного взаимодействия с органами управления и организациями;
  4. порядок работы и информационного взаимодействия муниципальных и экстренных служб и соответствующих дежурно-диспетчерских служб;
  5. состав получаемой в ЕДДС и передаваемой из ЕДДС информации;
  6. состав получаемой и передаваемой муниципальными и экстренными службами информации;
  7. ответственность за неисполнение регламента.

Для приема и передачи информации должны использоваться формализованные сообщения и, в дальнейшем, обмен должен осуществляться в рамках распределенной базы данных всех взаимодействующих структур. В ЕДДС, должны также поступать сведения от людей об угрозе или факте происшествий, полученных через центры обработки вызовов и интернет-портал. Кроме того, должен быть обеспечен прием от автоматизированных систем мониторинга за состоянием:

  • потенциально опасных, уникальных и технически-сложных объектов, природными ЧС;
  • систем ЖКХ;
  • автодорогами и др.

В рамках взаимодействия с федеральными структурами должен обеспечиваться прием необходимых космических и авиационных снимков. Поступающая в КСА ЕДДС из различных источников информация обрабатывается и обобщается, а затем в соответствии с регламентом взаимодействия передается в согласованном виде и объемах в КСА взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций для удовлетворения их информационных потребностей.

Конкретный состав сведений, предоставляемых каждому из взаимодействующих с ЕДДС органов управления и организаций в целях информационно-аналитического обеспечения его управленческой деятельности, определяется соответствующим разделом регламента.

Органом местного самоуправления, уполномоченным решать задачи по построению и развитию АПК «Безопасный город», подготавливается обобщенный регламент взаимодействия и проводится его согласование со всеми взаимодействующими в рамках АПК «Безопасный город» структурами.

После согласования регламент утверждается заместителем главы муниципального образования или заместителем руководителя местной администрации, осуществляющим общее руководство мероприятиями по построению и развитию АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования.